Литературный турнир по сказкам Г.Х. Андерсена

«Сказки и истории скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только свежий ветерок, солнечный луч, капля росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами».
Х.К. Андерсен.

I. Разминка.
Перечислите сказки Х.К. Андерсена («Гадкий утёнок»; «Дикие лебеди»; «Дюймовочка»; «Новый наряд короля»; «Огниво»; «Оле-Лукойе»; «Пастушка и трубочист»; «Принцесса на горошине»; «Ромашка»; «Русалочка»; «Садовник и господа»; «Свинопас»; «Снежная королева»; «Соловей»; «Старый дом»; «Стойкий оловянный солдатик»; «Цветы маленькой Иды»» «Эльф розового куста»; «Улитка и розовый куст» и др.)

II. «Игра»

Тур I. Угадайте сказки Х.К. Андерсена

А) «Цветочная викторина»

1. Назовите сказку, в которой садовник принёс господам хрустальную вазу с плавающим в ней индийским лотосом.
(«Садовник и господа»).

2. В каком произведении пышно разрослась гвоздика, зелёные побеги лезли через край, будто говоря: «Воздух нас ласкал, солнышко целовало…»?
(«Старый дом»).

3. «Розы в то лето цвели пышно, как никогда. Дети пели, взявшись за руки, целовали розы и радовались солнцу. Ах, какое чудесное стояло лето, как хорошо было под розовыми кустами, которым, казалось, цвести и цвести вечно!» Из какой сказки этот отрывок?
(«Снежная королева»).

4. «На могиле отца принца рос розовый куст, да такой красивый! Цвёл он только раз в пять лет, и распускалась только одна роза. Зато сладок был аромат, понюхаешь – и сразу забудутся все твои горести и заботы. В какой сказке цвела эта роза?
(«Свинопас»).

5. Из какой сказки эти строки: «Ромашка была так весела и счастлива, точно сегодня было воскресенье, а на самом деле был только понедельник; все дети смирно сидели на школьных скамейках и учились у своих наставников…»?
(«Ромашка»).

6. «По ночам, когда мы спим, цветы весело пляшут друг с другом, такие балы задают – просто чудо!» Из какой сказки этот отрывок?
(«Цветы маленькой Иды»).

7. «В большом городе, где столько домов и людей, что не всем и каждому удаётся отгородить себе хоть маленькое местечко для садика и где поэтому большинству жителей приходится довольствоваться комнатными цветами в горшках, жили двое бедных детей, но у них был садик больше цветочного горшка».
(«Снежная королева»).

8. В какой сказке цветы устраивали балы и танцевали?
(«Цветы маленькой Иды»).

9. В какой сказке розы не только умели рассказывать сказки, но и помогли главной героине вспомнить, куда она шла?
(«Снежная королева»).

10. Как называется сказка о крохотной девочке, появившейся на свет из красивого тюльпана?
(«Дюймовочка»).

11. Любимым цветком Х.К. Андерсена была роза. В каких сказках она упоминается?
(«Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Свинопас», «Эльф розового куста» и других).

Б) По «зубам и хвосту»:

1. «Жил-был принц, и ему хотелось взять за себя принцессу, но только настоящую».
(«Принцесса на горошине»).

2. «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь…».
(«Дикие лебеди»).

3. «Шёл солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шёл домой с войны. На дороге ему встретилась старая ведьма…».
(«Огниво»).

4. «Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное так и выпирало, делалось ещё гаже».
(«Снежная королева»).

В) По репликам:

• «Пустяки! Только не капризничай! А то я укушу тебя – видишь, какие у меня острые белые зубы?»
(Мышь — Дюймовочке. «Дюймовочка»).

• «Лежи смирно, не то я пырну тебя ножом!
(Разбойница – Герде. «Снежная королева»).

• «О, что значит телесная боль в сравнении с печалью, терзающею моё сердце! Я должна решиться! Господь не оставит меня!».
(Элиза. «Дикие лебеди»).

• «Умеешь ли ты выгибать спинку? Мурлыкать и испускать искры? Нет? Так не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!»
(Кот – Гадкому утёнку. «Гадкий утёнок»).

• «Ишь, какая славненькая, жирненькая! Жирненькая, что твой барашек! Ну-ка, какова на вкус будет?»
(Старуха-разбойница про Герду. «Снежная королева»).

• «Ты должна заплатить мне за помощь. И я недёшево возьму. У тебя чудный голосок, и им ты думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне».
(Ведьма — Русалочке. «Русалочка»).

• «Паспорт есть? Давай паспорт!»
(Крыса – Оловянному солдатику. «Оловянный солдатик»).

• «У неё только две ножки! Жалко смотреть! У неё нет усиков! Какая у неё тонкая талия. Фи! Она совсем как человек! Как некрасиво!»
((Жучки-барышни о Дюймовочке. «Дюймовочка»).

• Они прыгали и хлопали в ладоши: «Мы знаем, у кого сегодня сладкий суп и блинчики! Мы знаем, у кого сегодня каша и свиные котлеты. Как интересно!»
(Фрейлины. «Свинопас»).

• «Прощай! Спасибо тебе за то, что ты так чудесно пела мне летом, когда деревья ещё были зелёные, а солнышко так славно грело».
(Дюймовочка – ласточке. «Дюймовочка»).

Будет полезным:  Викторина «Жизнь и творчество И.А. Гончарова»

• «Теперь я только презираю тебя! Ты не захотела выйти за честного принца! Ты не поняла толку в соловье и розе, а свинопаса целовала за игрушки! Поделом тебе!»
(Принц — принцессе. «Свинопас»).

• «Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!»
(Принцесса – «Принцесса на горошине»).
Г) По отрывку:

• « — Да, я люблю тебя! – говорил принц. – У тебя доброе сердце, ты предана мне больше всех и похожа на молодую девушку, которую я видел однажды и, верно, больше уже не увижу! Я плыл на корабле, корабль разбился, волны выбросили меня на берег вблизи какого-то храма, где служат богу молодые девушки; самая младшая из них нашла меня нак берегу и спасла мне жизнь».
(«Русалочка»).

• «Наступил день свадьбы. Крот пришёл за девочкой. Теперь ей приходилось идти за ним в его нору, жить там глубоко-глубоко под землёй и никогда не выходить на солнце – крот ведь его терпеть не мог»,
(«Дюймовочка»).

• «Ни единый человек не сознался, что ничего не видит, никто не хотел признаться, что он глуп или сидит не на своём месте. Ни одно платье короля не вызывало ещё таких восторгов».
(«Новый наряд короля»).

• «К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит так криво, что можно свободно проскользнуть через эту щель в избушку. Так он и сделал».
(Гадкий утёнок. «Гадкий утёнок»).

• «Пробило двенадцать. И вдруг – щёлк – раскрылась табакерка. В этой табакерке никогда не пахло табаком, а сидел в ней маленький злой тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине, и огляделся вокруг».
(«Стойкий оловянный солдатик»).

• Вот принцесса отправилась со своими фрейлинами на прогулку и вдруг услыхала мелодичный звон бубенчиков. Она остановилась и вся просияла: она тоже умела наигрывать на фортепиано «Ах, мой милый Августин». Только одну эту мелодию она и наигрывала, зато одним пальцем.
(«Свинопас»).

• «Вместо бархата и шёлка дали бедняжке связку набранной на кладбище крапивы; эта жгучая связка должна была служить Элизе изголовьем, а сплетённые ею рубашки-панцири постелью и коврами; но дороже всего этого ей и не могли бы дать, и она с молитвой на устах вновь принялась за свою работу».
(«Дикие лебеди»).

• «Однажды вечером поднялась сильная буря. Засверкали молнии, загремел гром, а дождь полил как из ведра. Вдруг кто-то постучал в ворота дворца, и старый король пошёл открывать. У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа!»
(«Принцесса на горошине»).

• «Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего – от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но всё ещё держался стойко, с ружьём на плече».
(«Стойкий оловянный солдатик»).

• «И вдруг она увидела, как из моря поднялись её сёстры; они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развевались больше на ветру – они отдали волосы ведьме, а она дала им нож…»
(«Русалочка»).

• « — Вот как идут дела на белом свете! – сказала утка и облизнула язычком клюв. – Ну, ну, шевелите лапками! Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!»
(«Гадкий утёнок»).

Тур II. «Угадай героя сказки!»

1. Тарелка с водой была для неё целым озером, и она плавала по этому озеру на лепестке тюльпана, как на лодочке. Вместо вёсел у неё были два конских волоса.
(Дюймовочка из одноимённой сказки).

2. Она была так прелестна, вся из ослепительного льда и всё-таки живая! Глаза её сверкали, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни красоты.
(Снежная королева из одноимённой сказки).

3. Он испачкал себе лицо чёрной и бурой краской, нахлобучил шапку и постучал в императорский дворец. «Здравствуйте, император! – сказал он. – Не найдётся ли у вас при дворе какой-нибудь должности для меня?»
(Принц — «Свинопас»).

4. Она не могла заснуть на 20 тюфяках и 20 перинах, т.к. под ними лежала маленькая горошина.
(Принцесса – «Принцесса на горошине»).

5. Немая лесная красавица, ставшая королевской невестой т спасшей своих братьев.
(Элиза – «Дикие лебеди»).

6. Они требовали для своей работы тончайшего шёлку и чистого золота. Всё это они прятали в свои карманы и продолжали сидеть за пустыми станками…
(Портные – «Новый наряд короля»).

Будет полезным:  Викторина «Жизнь и творчество Н.А. Некрасова»

7. Он добыл счастье с помощью собак.
(Солдат – «Огниво»).

8. Она расцарапала себе грудь; в котёл закапала чёрная кровь, и скоро стали подниматься клубы пара, принимавшие такие причудливые формы, что просто страх брал.
(Морская ведьма – «Русалочка»).

9. На ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах – голубой шарф, а на груди – блестящая брошка. Красавица стояла на одной ножке, протянув вперёд обе руки…
(Танцовщица, хозяйка игрушечного дворца –
«Стойкий оловянный солдатик»).

10. Он, такой важный, толстый, учёный, носил богатую бархатную, очень красивую шубу.
(Крот – «Дюймовочка»).

11. Он пошёл в самую большую гостиницу, нанял себе самые лучшие комнаты и приказал подать свои любимые кушанья – ведь он теперь был богачом.
(Солдат – «Огниво»).

12. Он шёл важно во главе процессии под роскошным балдахином, а люди говорили: «Ах, наряд короля бесподобен! А шлейф–то какой красивый! А камзол-то как чудно сидит!» Кто этот нарядный герой?
(Голый король – «Новый наряд короля»).

13. «Другие сёстры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы…» О ком говорится в этих строках?
(О Русалочке из одноимённой сказки).

14. Кто, кому и в какой сказке объясняет, что розы опадают и разносятся по ветру?
(Розовый куст – улитке в сказке «Улитка и розовый куст»).

5. Тур III. «Сказочный аукцион»
Кому принадлежит (может принадлежать) данный предмет (предметы даны в виде презентации)? Назовите героя и сказку.

1. Горошина (Королева. «Принцесса на горошине»).
2. Красные башмачки (Герда. «Снежная королева»).
3. Тюльпан в цветочном горшке (Женщине. «Дюймовочка»).
4. Санки. (Кай. «Снежная королева»).
5. Кнут пастуха. (Принц. «Свинопас»).
6. Гребень. (Старушка. «Снежная королева»).
7. Зонтик. (Оле-Лукойе. «Оле-Лукойе»).
8. Олень. (Маленькая разбойница. «Снежная королева»).
9. Скорлупа ореха. (Дюймовочка – «Дюймовочка»).
10. Бусы из ракушек. (Русалочка – «Русалочка»).
11. Большие ножницы и игла без нитки. (Портные – «Новый наряд короля»).
12. Шёлковая ленточка – (Соловей – «Соловей»).
13. Бумажный кораблик. (Оловянный солдатик. «Стойкий оловянный солдатик»).
14. Спицы, крапива. (Элиза. – «Дикие лебеди»).
15. Хорошенькая фарфоровая пастушка («Пастушка и трубочист»).
16. Горшочек с бубенчиками. (Принц. «Свинопас»).
17. Осколок зеркала. (Тролли. «Снежная королева»).
18. Сладкое молоко. (Оле-Лукойе. «Оле-Лукойе»).
19. Комочек олова, похожий на сердечко. («Стойкий оловянный солдатик»).
20. Скорлупа грецкого ореха. («Дюймовочка).
И т.д.

IV Тур. Викторина «Х.К. Андерсен и его творчество»

Вопросы:
1. Какое литературное наследие, кроме сказок, оставил Х.К. Андерсен?
(5 романов, 1 повесть, более 20 пьес, бесчисленное множество стихотворений, 5 книг путевых очерков, книга мемуаров, обширная переписка, дневники).

2. Где, когда, в какой семье родился Х.К. Андерсен?
(В 1805 г. в Дании, в бедной семье).

3. Что подарили эльфы Дюймовочке из одноимённой сказки Х.К. Андерсена?
(Крылышки).

4. Какое слово составлял Кай в замке Снежной королевы?
(Вечность).

5. Сколько тюфяков и пуховиков положила королева-мать на горошину принцессе в одноимённой сказке?
(20 тюфяков и 20 пуховиков).

6. Во сколько лет русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
(В 15 лет).

7. В какой комнате находился сундук с золотыми монетами из сказки «Огниво»?
(В третьей комнате).

8. Чем служила скорлупа грецкого ореха для Дюймовочки?
(Колыбелькой).

9. Во что превратилась русалочка?
(В морскую пену).

10. Кто в сказке «Новый наряд короля» сказал: «А король-то голый!»
(Маленький мальчик).

11. Кто была «матерью» для двадцати пяти оловянных солдатиков?
(Старая оловянная ложка).

12. Из чего должна была сплести рубашки Элиза, чтобы спасти своих братьев в сказке «Дикие лебеди»?
(Из крапивы).

13. Какой герой сказок Х.К. Андерсена знает столько сказок, сколько не знает никто?
(Оле-Лукойе).

14. Какую песенку пел горшочек из сказки «Свинопас»?
(«Ах, мой милый Августин»).

15. Какой зонтик раскрывает Оле-Лукойе над хорошими детьми?
(Цветной, с картинками).

16. В кого превратился гадкий утёнок?
(В белого лебедя).

17. Как звали девочку, спасшую Кая от Снежной королевы?
(Герда).

18. Кто появлялся перед солдатом, когда он начинал высекать огонь с помощью огнива из сказки Х.К. Андерсена «Огниво»?
(Три собаки).

19. Назовите хозяина богатой бархатной очень красивой шубы из сказки Х.К. Андерсена «Дюймовочка».
(Крот).

20. Волшебница в зарубежных сказках.
(Фея).

21. Что выросло из зёрнышка, которое посадили в цветочный горшочек?
(Цветок, на котором сидела Дюймовочка).

V Тур. «Гонка за лидером».

1. Кто из героев сказок Х.К. Андерсена считал, что во всех несчастьях повинна его внешность?
(Гадкий утёнок — «Гадкий утёнок»).

2. Какое существо, по мнению майского жука из сказки «Дюймовочка», могло бы занять первое место в конкурсе красоты?
(Гусеница — «Дюймовочка»).

Будет полезным:  Художественные сравнения

3. Кто из сказки «Штопальная игла» считал себя самым стройным и важным на свете?
(Игла).

4. Как звали маленькую девочку, у которой завяли цветы?
(Герда – «Снежная королева»).

5. Кто посмел сказать королю, что он голый?
(Мальчик – «Новый наряд короля»).).

6. Чем наградил король обманщиков за прекрасное исполнение заказа?
(Рыцарским крестом в петлицу, при этом пожаловав звание придворных ткачей).

7. Кому и за что пожаловал император свою золотую туфлю на шею?
(Соловью за чудесное пение).

8. Кому было присвоено особое звание: «Первый певец императорского ночного столика с левой стороны»?
(Искусственному соловью).

9. Как звали друга Герды?
(Кай — «Снежная королева»).).

10. В какую страну увезла Снежная королева Кая?
(В Лапландию — «Снежная королева»).

11. Какое слово складывал Кай из льдинок?
(Вечность — «Снежная королева»).

12. Героиня какой сказки превращается в пену?
(Русалочка).

13. Зачем Русалочке потребовались ноги?
(Захотела стать человеком, т.к. влюбилась).

14. Назовите имя сестры одиннадцати братьев?
(Элиза – «Дикие лебеди»).

15. Чем натёрла злая королева Элизу так, что она стала совсем коричневой?
(Соком грецкого ореха).

16. Сколько сестёр было у Русалочки?
(Пять).

17. Какое имя дал король эльфов Дюймовочке?
(Майя — «Дюймовочка»).

18. В какую страну прилетел купеческий сын в сундуке?
(В Турцию).

19. В какую птицу превратился гадкий утёнок?
(В лебедя).

20. Какую птицу спасла Дюймовочка?
(Ласточку — «Дюймовочка»).

21. На чём плавала Дюймовочка по тарелке с водой?
(На лепестке тюльпана).

22. Кто был сыном старой оловянной ложки?
(Оловянный солдатик).

23. Чем отличался стойкий оловянный солдатик от своих братьев?
(У него была одна нога).

24. Какие подарки послал принц для привередливой принцессы?
(Розу и соловья).

25. Любимая игрушка маленькой разбойницы из сказки «Снежная королева»?
(Нож — «Снежная королева»).

26. Где держала маленькая разбойница зверей?
(«Зоопарк» — «Снежная королева»).

27. Без чьей помощи Герда не смогла бы добраться до Кая?
(Оленя. «Снежная королева»).

28. Какая семейная чета помогла Герде в поисках Кая?
(Ворон с воронихой).

29. Кто охранял сундуки с медью, серебром и золотом?
(Собаки — «Огниво»).

30. Назовите сказку, которая начинается и заканчивается на одну и ту же согласную букву.
(«Свинопас»).

31. А какая сказка начинается и заканчивается одной и той же гласной буквой?
(«Огниво»).

32. Колдунья из сказки «Огниво»?
(Ведьма).

33. Кто помог Дюймовочке совершить побег с собственной свадьбы?
(Ласточка — «Дюймовочка»).

34. Что помогло старой королеве определить, настоящая ли принцесса перед нею?
(Горошина – «Принцесса на горошине»).

35. Сколько пуховиков и тюфяков было положено на постель промокшей до нитки девушке, утверждающей, что она и есть настоящая принцесса?
(20 пуховиков и 20 тюфяков – «Принцесса на горошине»).

36. Чем занималась Дюймовочка в доме у мыши?
(Убирала комнаты и рассказывала сказки — «Дюймовочка»).

37. Чем питалась Дюймовочка, когда жила в норе полевой мыши?
(Зерном — «Дюймовочка»).

38. Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехке- ке-кекс!»?
(Сын жабы — «Дюймовочка»).

39. Кому принадлежали новые красные башмачки – прелестные башмачки, которые хозяйка решила подарить реке?
(Герде — «Снежная королева»)..

40. Кто помог Дюймовочке совершить побег с собственной свадьбы?
(Ласточка).

41. Что помешало героине сказки «Принцесса на горошине» выспаться?
(Горошина).

42. Кто брызгал в глаза детям сладким молоком и зачем?
( Чтобы дети быстрее засыпали — Оле-Лукойе — «Оле-Лукойе).

43. Какой сказочник носил с собой два зонтика?
(Оле-Лукойе).

44. Какого цвета были эти зонтики?
(Цветной и чёрный).

45. Когда и для чего он раскрывал цветной зонтик?
(Если дети послушные, чтобы им снились хорошие добрые сны).

46. Когда и для чего сказочник раскрывал чёрный зонтик?
(Если дети непослушные, Оле-Лукойе раскрывал над ними чёрный зонт,
и детям тогда ничего не снилось).

VI тур. Подведение итогов. Награждение.

Игровые конкурсы:
• Найти самую настоящую принцессу (по горошинам и бусинкам: по размеру, количеству, наличию под подушечкой, свёрнутым пледом и т.д.).

• Найти среди соловьёв настоящего (по свисту).

• Из бумаги сделать тюльпаны (девочки), кораблики из газет (мальчики).

• Сложить из кусочков бумаги (фольги) слово «вечность».
И т.д

Песня про Андерсена
Панина Л.С. (Ж. «Чем развлечь гостей № 1/2008. Стр. 87).
(на мотив песни «Улыбка»)

Жил в далёкой Дании чудак,
Был в душе он симпатичным и весёлым,
Не любили многие его,
Потому что был он страшным фантазёром.

Припев:
Верил Андерсен всегда,
Что взойдёт его звезда
И его узнают дети всей планеты,
Будут крепко с ним дружить,
Будут сказкой дорожить,
И не будет дружбы крепче той на свете.

Верил в сказки, верил в чудеса.
Без друзей и сказок жить на свете трудно.
И ночами сказку в гости ждал,
Чтоб прекрасней жизнь ему казалась утром.

Припев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УЧИ-LKI
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: