«Интеллектуальный хоккей (волейбол)»

На поле, в отличие от спортивной игры, в интеллектуальном соревновании могут одновременно сражаться более двух команд (деление происходит, к примеру, по рядам парт). Такой вид игры-викторины хорош при повторении темы, при анализе трудно воспринимаемого текста (в таком случае важна и сама работа с текстом: вплоть до цитирования ответов).

Каждый вопрос, как и ответ, приносят командам баллы. Если ответа не последовало, команда пропускает и подачу. В таком случае право на подачу переходит к следующей команде или к уже сделавшей «бросок».
«Подачи» и «переходы» в игре данного типа, можно сказать, произвольные. Однако большего эффекта можно добиться только при предварительной подготовке самих учащихся: в таком случае от них не ускользнут никакие детали и вопросы не будут не только повторяться, но и будут более «заковыристыми».
Нужно отметить, что викторины подобного типа способствуют развитию кругозора, внимания, памяти и речи, а также приучают к работе в команде: оценивается работа всей команды.

Например, вопросы по «Житию протопопа Аввакума»:

1. Кого изгнал из села Аввакум?
(Пляшущих медведей).
2. С чем было связано такое решение Аввакума?
(«По Христе ревнуя»).
3. Кто взял Аввакума на пароход по пути в Казань?
(Василий Петрович Шереметьев).
4. За что В.П. Шереметьев хотел наградить Аввакума?
(За медведей).
5. Что стало причиной изменения поведения В.П. Шереметьева: чем обоснован его приказ выбросить Аввакума в Волгу?
(Аввакум отказался благословлять бритобородого сына Шуйского).
6. В каком городе Аввакум был протопопом?
(В Юрьевце).
7. Чем своеобразны были службы Аввакума?
(Читал, молился, «износил обличительные речи», наказывал «грешащих»).
8. Применяя какое оружие, горожане хотели извести Аввакума?
(Ноги, батожьё, рогачи).
9. Кто спас Аввакума?
(Воевода).
10. Кто приказал арестовать Аввакума?
(Никон).
11. С чем был связан арест Аввакума?
(Аввакум был за старую веру).
12. Время ареста?
(Во время всенощной).
13. Где и как наказали Аввакума?
(На патриархальном дворе посадили ночью на цепь).
14. Место заточения Аввакума?
(Андроньев монастырь).
15. Каков срок заточения Аввакума в Андроньевом монастыре?
(3 дня).
16. Чего не знал Аввакум, сидя в заточении?
(Сторон света).
17. Чью речь слушал Аввакум, находясь в заточении?
(Кузнечиков).
18. Кто посещал Аввакума во время его заточения в Андроньевом монастыре?
(«…только мыши, тараканы, блохи»).
19. На какой день заточения с Аввакума сняли большую цепь и наложили малую?
(На 4-й).
20. За что били Аввакума?
((Что архимандриту, патриарху не покорился).
21. Под чьё начало отдали Аввакума?
(Черницу – монаху).
22. Назовите первоначальное место ссылки Аввакума.
(Енисейск).
23. Дальнейшее?
(Дауры).
24. Каково расстояние Даур от Москвы?
(«…тысяч с 20…и больше»).
25. Кто был назначен в Даурах воеводою?
(Афанасья Панкова).
26. Где настигло Аввакума стихийное бедствие?
(На Тунгуск-реке).
27. Каковы были результаты бури?
(Затоплен дощаник, 2-х человек сорвало – «они утонули в воде»).
28. Какого возраста были невесты, которых Пашков хотел отдать замуж?
(60, а у другой и больше).
29. Назовите окраску птиц, о которых рассказывали женщины.
(Галки – серые, вороны – чёрные, а гуси и утки – красные).
30. Какие «курята», «бабы» и лебеди обитали в этих горах?
(Курята – «индейские», «бабы» — пеликаны).
И т.д.
Возможно и индивидуальное первенство: выброс мяча производит учитель, а далее учащиеся называют адресата сами. Для ответа ученику необходимо встать, но не отразивший мяч (шайбу) будет стоять, пока ему не удастся сделать это с другой попытки. Индивидуальный вид викторины данного типа больше всего подходит для повторения теоретического курса (краткость вопросов и ответов благоприятно влияет на скорость игры и способствует запоминанию услышанного материала, возможно, неоднократно прозвучавшего). Нужно отметить, что желание спасти «штрафника» возникает постоянно, так что ни о каком унижении и т.п. отступлениях не может быть и речи.

Будет полезным:  «Что в басне сей нам видеть можно…» (по творчеству И.А. Крылова)

Самый простой пример такого «хоккея» — проверка таблицы умножения.
Учитель-арбитр:
— Дима Иванов, сколько будет 2 умножить на два?
Иванов встаёт и отвечает:
— Четыре. Лена Сидорова, сколько будет три умножить на пять?
Лена встаёт и отвечает:
— Пятнадцать. Коля Овечкин, сколько будет восемь умножить на восемь?
Коля встаёт, называет неверный ответ, поэтому остаётся стоять, на вопрос Лены отвечает другой человек. Таким образом, игра-опрос продолжается.
Несмотря на то, что дети ожидают, когда им будет задан вопрос, бывают заминки, на которых не стоит заострять внимание, иначе пропадёт интерес, а останется только чувство дискомфорта или даже страха.

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
УЧИ-LKI
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: