Викторина по творчеству И.А. Крылова — это интерактивное развлечение для взрослых и детей, позволяющее погрузиться в мир произведений великого поэта. Викторина поможет получить новые знания о жизни и творчестве И.А. Крылова.
Викторины-загадки по творчеству басен Крылова
I. Разминка.
Назовите персонажа басни. Как она называется?
1. Всё лето пела.
(Стрекоза. «Стрекоза и Муравей»).
2. Они «в диковинку у нас».
(Слоны. «Слон и Моська»).
3. «В сердце … всегда отыщет уголок».
(Льстец. «Ворона и Лисица»).
4. Знаток волчьей натуры.
(Ловчий. «Волк на псарне»).
5. Советовал Соловью подучиться пенью у Петуха.
(Осёл. «Осёл и Соловей»).
6. «Стеречь <съестное> оставил на Кота».
(Повар. «Кот и Повар»).
7. Не оценил достоинство драгоценного камня.
(Петух. «Петух и Жемчужное зерно»).
8. У неё частенько рыльце в пуху.
(Лиса. «Лисица и Сурок»).
9. Его секрет так и не смог отгадать Механик.
(Ларец. «Ларчик»).
10. Не узнала себя в Зеркале.
(Мартышка. «Зеркало и Обезьяна»).
11. Как она ни громка, но «польза в ней невелика».
(Пустая бочка. «Две бочки»).
12. Отвела в квартете себе роль примы.
(Мартышка. «Квартет»).
13. Подрывала корни Дуба.
(Свинья под Дубом»).
14. Поплатился жизнью за то, что зашёл к ручью напиться.
(Ягнёнок. «Волк и Ягнёнок»).
15. Пытался выпросить у Волка плату за свой труд целителя.
(Журавль. «Волк и Журавль»).
16. «Без драки попала в большие забияки».
(Моська. «Слон и Моська»).
17. «Ей в мысль пришло за кошачье приняться ремесло».
(Щука. «Щука и Кот»).
18. Её «сыр пленил».
(Лиса. «Ворона и Лисица»).
19. К нему обратилась за помощью Стрекоза.
(Муравей. «Стрекоза и Муравей»).
20. Считает, что «сильнее кошки зверя нет».
(Крыса. «Мышь и Крыса»).
21. «Ан, смотришь, тут же сам запутался в силок».
(Голубь. «Чиж и Голубь»).
22. «Слушает да ест».
(Кот Васька. «Кот и Повар»).
23. Посоветовал Стрекозе заняться танцами.
(Муравей. «Стрекоза и Муравей»).
24. Что они жадны, «Всякий знает».
(Волки. «Волк и Журавль»)
25. Носит кафтан, «которого длиннее и камзолы».
(Тришка. «Тришкин кафтан»).
26. Не видит проку в очках.
(Мартышка. «Мартышка и Очки»).
27. Хвалилась, что может зажечь море.
(Синица. «Синица»).
28. «Петь великий мастерица».
(Соловей. «Осёл и Соловей»).
29. Кума Петуха.
(Кукушка. «Кукушка и Петух»).
30. Ходит на задних лапках.
(Жужу. «Две собаки»).
31. «Избави, бог, и нас от этаких…».
(«Судей». «Осёл и Соловей»).
32. Сыскал секрет квартета.
(Осёл. «Квартет»).
33. Утверждал, что кукушка «тянет плавно и протяжно».
(Петух. «Кукушка и Петух»).
34. Нашёл в гневе у Ягнёнка рыло.
(Волк. «Волк и Ягнёнок»).
35. Он «просто открывался».
(Ларчик. «Ларчик»).
36. Он «и ныне там».
(Воз. «Лебедь, Щука и Рак»).
II. Игра.
Тур I.
А) Соберите из данных слов 10 названий басен И.А. Крылова (даётся 20 карточек и 10 союзов «И» — соединить таким образом карточки, чтобы получилось 10 названий басен):
1. Ворона – «Ворона и Лисица»
2. Волк – «Волк и Ягнёнок»
3. Мартышка – «Мартышка и Очки»
4. Стрекоза – «Стрекоза и Муравей»
5. Слон – «Слон и Моська»
6. Зеркало – «Зеркало и Обезьяна»
7. Чиж – «Чиж и Голубь»
8. Кукушка – «Кукушка и Петух»
9. Петух
10. Кот – «Кот и Повар»
11. Голубь
12. Лисица
13. Ягнёнок
14. Очки
15. Муравей
16. Осёл — «Осёл и Соловей»
17. Обезьяна
18. Повар
19. Соловей
20. Моська
(10 басен – 5 баллов: по 0, 5 б. за название).
Б) Дайте толкование 8 «крыловских» фразеологизмов, назовите басню, из которой он взят (за каждое отгаданное название даются дополнительные баллы):
1. «Зелен виноград»
(«Лисица и Виноград».
Мнимое презрение к тому, чего нельзя достигнуть).
2. «Рыльце в пуху»
(«Лисица и Сурок».
Быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному).
3. «Как белка в колесе»
(«Белка».
Беспрерывно суетиться, хлопотать без видимых результатов, быть очень занятым).
4. «Медвежья услуга»
(«Пустынник и Медведь».
Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).
5. «Слона не приметить»
(«Любопытный».
Не заметить самого главного, важного).
6. «Демьянова уха»
(«Демьянова уха».
Насильное чрезмерное угощение, вопреки желанию угощаемого).
7. «Ворона в павлиньих перьях»
(«Ворона».
Присваивать себе чужие достоинства, безуспешно стараясь играть высокую, не свойственную ему роль и потому попадать в комическое положение).
8. «А Васька слушает да ест»
(«Кот и Повар».
Не обращать внимание на говорящего).
(По 1 баллу – 1 зерцало — за толкование и по 0, 5 б. – 1 зерцалик — за название басни).
Тур II.
А) Определите название басни И.А. Крылова по её морали:
1. Великий человек лишь громок на делах,
И думает он крепку думу без шуму.
(«Две бочки»).
2. …если голова пуста,
То голове ума не придадут ума места.
(«Парнас»).
3. Ай, Моська, знать, она сильна,
Что лает на Слона!
(«Слон и Моська»).
4. С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой.
(«Волк на псарне»).
5. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
(«Волк и Ягнёнок»).
6. Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами.
(«Мышь и Крыса»).
7. Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться.
(«Ларчик»).
8. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят.
(«Две собаки»).
9. Невежда <также> в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(«Свинья под Дубом»).
10. Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит,
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит.
(«Мартышка и Огни»).
11. Худые песни Соловью
В когтях у кошки.
(«Кошка и Соловей»).
12. У сильного всегда бессильный виноват.
(«Волк и Ягнёнок»).
13. Над хвастунами хоть смеются,
А часто в дележе им доли достаются.
(«Заяц на ловле»).
14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок!
(«Чиж и Голубь»).
Б) Определить басню по отрывку:
1. А вы, друзья, как ни садитесь,
Всё в музыканты не годитесь.
(«Квартет»).
2. Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
Зато на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
(«Волк и Журавль»).
3. Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так право, сказки!
(«Ворона и Лисица»).
4. Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
(«Квартет»).
5. Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка…
(«Лебедь, Щука и Рак»).
6. Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа
(Мартышка. «Зеркало и Обезьяна»).
7. Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большою
Кость вытащил и стал за труд носить.
(«Волк и Журавль»).
8. Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,
Всё ваша музыка плоха!
(«Кукушка и Петух»).
9. Я бы, право, был гораздо боле рад
Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,
Но сытно.
(«Петух и Жемчужное зерно»).
10. Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
(«Стрекоза и Муравей»).
11. Ведь это дереву вредит, —
Ей с Дубу ворон говорит, —
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.
(«Свинья под Дубом»).
12. У кумушки глаза и зубы разгорелись,
А кисти сочные, как яхонты горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним не зайдёт,
Хоть видит око,
Да зуб неймёт.
(«Лисица и Виноград»).
13. «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», —
Сказал и в тёмный лес Ягнёнка поволок.
(«Волк и Ягнёнок»).
14. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» —
И вмиг ворота на запор:
В минуту псарня стала адом.
(«Волк на псарне»).
Тур III.
А) Соберите мораль басен И.А.Крылова (работа с карточками).
• Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье
И все учёные труды…
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
(«Свинья под Дубом»).
• По мне, таланты те негодны,
В которых Свету пользы нет…
Хоть иногда им и дивится свет.
(«Паук и Пчела»).
• Иного так же мы боимся…
Пока к нему не приглядимся.
(«Лев и Лисица»).
• Таланты истинны за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы
Дождя боятся.
(«Цветы»).
• Не презирай совета ничьего…
Но прежде рассмотри его.
(«Орёл и Крот»).
• Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай…
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают да отстанут.
(«Прохожие и собаки»).
• Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок…
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
(«Ворона и Лисица»).
• Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там…
Где стоит только догадаться
За дело только взяться.
(«Ларчик»).
• В породе и в чинах высокость хороша…
Но что в ней прибыли, когда низка душа?
(«Осёл»).
• Как много ручейков текут так смирно, гладко
И так журчат для сердца сладко…
Лишь только оттого, что мало в них воды!
(«Ручей»).
Б) Продолжите крылатое выражение, назовите басню, из которой оно взято:
1. «Наделала синица славы»…
(«А моря не зажгла» —
«Синица»).
2. «Не плюй в колодец»…
(«Пригодится воды напиться».
«Лев и Мышь»).
3. «Чем кумушек считать трудиться»…
(«Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
«Зеркало и Обезьяна»).
4. «Беда, коль пироги начнёт печи сапожник»…
(«А сапоги тачать пирожник».
«Щука и Кот»).
5. «За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?»…
(«За то, что хвалит он Кукушку».
«Кукушка и Петух»).
6. «Худые песни Соловью»…
(«В когтях у Кошки»,
«Кошка и Соловей»).
7. «Попался, как…»
(«Ворона в суп»,
«Ворона и курица»).
8. «Крестьянин ахнуть не успел»…
(«Как на него медведь насел».
«Крестьянин и Работник»).
9. «Лебедь рвётся в облака»…
(«Рак пятится назад, а Щука тянет в воду».
«Лебедь, Щука и Рак»).
10. «Видит око»
( «Да зуб неймёт».
«Лисица и Виноград»).
11. «Ты сер, а я, приятель сед»…
(«И волчью вашу я давно натуру знаю» —
«Волк на псарне»).
12. «Ты всё пела? Это дело!»…
( «Так пойди же попляши!» —
«Стрекоза и Муравей»).
13. «…под каждым ей листком»…
(«Был готов и стол и дом».
«Стрекоза и Муравей»).
14. «Навозну кучу разрывая»…
( «Петух нашёл жемчужное зерно».
«Петух и Жемчужное зерно»).
15. «Кто про свои дела кричит всем без умолку»…
(«В том, верно, мало толку».
«Две бочки»).
16. «Когда в товарищах согласья нет»…
(«На лад их дело не пойдёт».
«Лебедь, Щука и Рак»).
В) Продолжите фразу, назовите басню:
1. «Щепотки волосков Лиса не пожалей»…
(«Остался б хвост у ней».
«Лиса»).
2. «Кукушку соловьём честить я мог заставить»…
(«Но сделать Соловьём Кукушки я не мог».
«Кукушка и Орёл»).
3. «Орлам случается и ниже кур спускаться»…
(«Но курам никогда до облак не подняться».
«Орёл и куры»).
4. «… многие, хоть стыдно им признаться,
С умом людей – боятся»…
(«И терпят при себе охотней дураков»
«Бритвы»).
5. «… делом не сведя концы»…
(«Не надобно хвалиться».
«Синица»).
6. «Коль выгонят в окно»…
(«Так я влечу в другое».
«Муха и пчела»).
7. «Пой лучше хорошо щеглёнком,
Чем…»
(«Дурно соловьём».
«Скворец»).
8. «Где пастух дурак,
Там …»
(«и собаки дуры».
«Волк и Волчонок»).
9. «Берись за то, к чему ты сроден,
Коль хочешь, чтоб…»
(«в делах успешный был конец».
«Скворец»).
10. «Когда корысть себя личиной дружбы кроет…»
(«Она тебе лишь яму роет».
«Роща и Огонь»).
11. «Чем нравом кто дурён,
Тем более кричит и ропщет на людей…»
(«Не видит добрых он, куда ни обернётся,
А первый сам ни с кем не уживётся».
«Волк и Кукушка»).
12. «Когда почтен быть хочешь у людей»…
(«С разбором заводи знакомства и друзей».
«Крестьянин и Змея»).
IV тур. «Аукцион».
Назовите басни, в которых «выносимые на продажу» предметы играют важную роль (цитирование нужного отрывка приносит дополнительные баллы):
• Зеркало
(«Зеркало и Обезьяна»).
• Очки
(«Мартышка и Очки»).
• Жёлуди.
(«Свинья под Дубом»).
• Ларчик.
(«Ларчик»).
• Ноты.
(«Квартет»).
• Жемчуг.
(«Петух и Жемчужное зерно»).
• Кусок сыра.
(«Ворона и Лисица»).
• Виноград
(«Лисица и Виноград»).
• Кость.
(«Волк и Журавль»).
• Спички.
(«Синица).
IV тур. «Инсценирование-экспромт» (пантомима) басен И.А. Крылова.
• «Ворона и Лисица»;
• «Лебедь, Щука и Рак»;
• «Квартет»;
• «Лисица и Виноглрад»;
• «Мартышка и Очки»;
• «Зеркало и Обезьяна».
(Можно и другие, но не требующие большой подготовки).
V тур. «Домашнее задание»
Чтение басен собственного сочинения на предложенные темы:
• «На перемене».
• «Нет вредным привычкам».
• «Учёба – тот же труд».
И т.д.