fonstola.ru-90090

Интеллектуально-развлекательная игра «Загадки леса»

I тур. Разминка.

  • По очереди перечислить песни (названия или процитировать – пропеть отрывок) о лекарственных растениях. За спетый отрывок добавляются баллы. Начинать игру будет команда, которая последней назовёт песню по заданной тематике.

(Примеры песен:

  • «Отчего так в России берёзы шумят…»,
  • «Ромашки спрятались, поникли лютики…»,
  • «Маки, маки, красные маки, горькая память разлук…»,
  • «Ландыши, ландыши…»,
  • «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…»
  • «Рябина, рябина, несчастная я:

Два парня, два друга влюбились в меня…»,

  • Травы пахнут мятою,

Очень-очень непонятная

Эта первая весна»,

  • «Берёзы, берёзы

Родные берёзы не спят…»,

  • «Где ты моя липа, липа вековая…»,
  • «Только ромашка знает о том,

Любит ли Сашка, любит ли Сашка,

Или полюбит Сашка потом…»,

  • «Всё васильки, васильки.

Сколько их выросло в поле…»,

  • «Играют багряные кисти рябин…»,
  • «Ягода малина нас с собой манила…»,
  • «…рос зелёный клён,

В белую берёзу был тот клён влюблён…»,

  • «…пил берёзовый сок,

С ненаглядной певуньей в саду ночевал…»,

  • «Лён, мой лён,

Тот, который нравится,

Не в меня влюблён…»

  • И т.д.

 

II  тур. «Следопыт».

 

На (10-20) карточках, полученных командами, даны изображения различных растений. Задание:

  • Назвать среди растений те, которые являются лекарственными.
  • Определить сферу их использования.

 

(Примеры растений:

Белена, василёк, пижма, цикорий, ромашка аптечная, шалфей, подорожник, чистотел, зверобой, полынь горькая, конский щавель, мята перечная, кровохлёбка и т.д.)

 

III  тур. Викторина «В гостях у лесного Айболита»

 

  • этап. «Зелёная аптека».

 

  1. Почему лес называют «зелёной аптекой»?

(В лесу растёт много лекарственных трав, кустарников, деревьев:

можно найти лекарство от любой болезни).

  1. Какие болезни лечит берёзка?

(Почки берёзы используют как мочегонное и желчегонное средство).

  1. Какую траву любят кошки?

(Валериану. Лечат первые расстройства и бессонницу).

  1. Где применяется дикая рябина?

(Пижму, или дикую рябину, листья и цветы которой похожи на рябиновые, используют при желтухе, глистах, желудочно-кишечных заболеваниях).

  1. Какая ягода может заменить лимон?

(Клюква, в которой тоже  содержится лимонная кислота,

Возбуждающая деятельность пищеварительных желез).

  1. Какие ягоды богаты витамином С?

(Чёрная смородина. ½ стакана содержит 135 мл.гр. витамина С).

  1. Назови ядовитые растения леса?

(Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, купена, болиголов. Эти растения содержат ядовитые вещества, могут вызвать смерть).

  1. Назовите хищное растение, которое используется в медицине.

(Росянка, растёт на болоте. Ею выводят бородавки).

  1. Можно ли чернику назвать лекарством?

(Да. Её экстракт обостряет зрение в сумерках и ночью.

В плодах содержится марганец).

  1. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?

(Сфагновые мхи — торфяной мох.  Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

  1. Какие растения использовали наши предки для укрепления и роста волос?

(Лопух паутинистый (корневище), шишки хмеля,

соцветия кален­дулы и ромашки).

  1. Какие растения использовались древними жителями Руси для изготов­ления муки и выпечки хлеба?

(Желуди дуба, луковицы гусиного лука,

корневища тростника, сусака болотного и других).

  1. Какие растения вашего огорода наиболее богаты витамином С?

(Лук, чеснок, смородина, крыжовник, шиповник).

  1. Какие растения необходимо применять для выведения радионуклидов из организма?

 (Плоды крыжовника, смородины, сливы, яблони, клюквы,

 т.е такие, которые содержат много клетчатки).

  1. Какие овощи, богатые, витамином А можно хранить всю зиму?

 (Морковь, тыквы, кабачки).

  1. В какое время года собирают корни и корневища растений, в какое – цветки и плоды?

 (Подземные части собирают осенью,

цветки – во время цветения,

плоды – чуть-чуть недозревшими).

  1. Если у вас болит зуб, листьями какого растения можно уменьшить болевые ощущения?

 (Будрой плющевидной).

  1. Настои каких растений уменьшают воспалительные процессы кожных покровов, внутренних органов?

(Календулы, ромашки аптечной).

  1. Какие лекарственные растения выращивают в домах?

(Алоэ, герань, каланхоэ, дихоризандру).

  1. Кто сказал: «Всякая пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей»?

(Гиппократ).

  1. Какими травами можно остановить кровь?

(Подорожником, тысячелистником,

травой василька синего, крапивой жгучей).

  1. Какое огородное растение содержит в своих листьях витамин U?

(Капуста огородная и все её подвиды).

  1. Корнеплоды какого огородного растения содержат ценное вещество беаин?

(Свекла).

  1. Части каких растений нужно использовать для профилактики заболеваний органов зрения?

(Моркови, черники, очанки).

  1. Из каких растений рекомендуют делать успокаивающие ванны?

 (Общие и ножные с хмелем, душицей, календулой, чабрецом).

  1. Из каких трав можно делать настои и опрыскивать ими помещения для сна?

(Чабрец, мяты, душица).

  1. Какие растения можно применять для стимуляции аппетита?

(Настойки полыни горькой, одуванчика, тысячелистника, лук, чеснок).

  1. Какие растения наши древние предки носили в ладанке на груди и верили, что они оберегают от всех болезней?

(Лук и чеснок).

  1. Какие растения могут служить тонизирующими средствами?

 (Настоя лимонника, золотого корня, элеутерококка).

  1. Назовите пять растений, листья которых человек использует в пищу как витаминное средство?

(Салат листовой, ревень садовый, щавель кислый,

 лук, чеснок, укроп, петрушка листовая).

 

  1. Какие лекарственные растения носят «звериные» названия?

 (Волчьи ягоды, роза собачья — шиповник).

  1. Цветение каких местных лекарственных растений предвещает кратковременное похолодание?

 (Шиповник и черёмуха.)

2 этап. «По вершкам и корешкам».

  • Назовите лекарственные растения по их признакам.
  1. Это дерево получило своё название из-за липкого сока и клейкости молодых листочков. В научной медицине его цветки используются от простуды и жара.

(Липа).

  1. Ещё в самые стародавние времена это дерево называли деревом четырёх дел: 1 дело – мир освещать, 2 дело – крик утишать, 3 – чистоту соблюдать, 4 – больных исцелять. А поскольку в старину у славян новый год начинался весной, его встречали не с елью, а с этим деревом, символизирующим свет, сияние, чистоту и женственность. На Троицу из него плели венки, вокруг него водили хороводы. В медицине его почки применяют в качестве отхаркивающего средства при простуде, при отёках сердечного происхождения, а также — при заболеваниях печени. Молодые листья этого дерева прикладывают к спине от радикулита.

(Берёза).

  1. В лесу его ни с чем нельзя спутать даже издалека. Им лечатся лоси. Препаратами из этого ядовитого растения лечат туберкулез, ревматизм. О каком растении идет речь?

(Мухомор).

  1. Это очень популярное лекарственное растение, называемое в народе «Иванове зелье» или  «Кровник», считают средством от 99 болезней. Общепринятое его название связано с тем, что оно способно вызывать заболевания у животных. Сейчас его используют в стоматологии и против длительно незаживающих ран и язв. Назовите это растение.

(Зверобой).

  1. Раньше считали, что это растение «вооружено» острыми и длинными колючками для того, чтобы отпугивать чертей. Сейчас в это никто не верит, хотя название за растением сохранилось. Растение это часто используется с лечебной целью в народной медицине как мочегонное, потогонное средство, а также для роста и лечения волос, а также в пищу.

(Чертополох).

  1. По словам советского писателя Михаила Пришвина, это дерево, довольно крупное (высотой до  30-40 м) с  желтовато-розовой корой, —  самое прекрасное и свободное дерево России. Его любят за красоту, неприхотливость и за неизмеримую пользу, которую приносит оно человеку. Это — удивительное дерево. В нём всё полезно. Лоси едят зимой молодые побеги. Семенами кормятся белки и мыши, дятлы и клесты. А весной, когда оно цветёт, и огромное количество пыльцы попадает в реки, её поедают мальки и маленькие рыбёшки. Отвар хвои этого дерева считается высоковитаминным. Хвою клюют лесные птицы (глухари). Его древесина используется для строительства.  Из него  делают  скипидар,  канифоль, дёготь, как успокаивающее средство применяют ванны из этого дерева, почки используют  при заболеваниях горла и лёгких. Назовите это дерево.

(Сосна).

  1. В переводе с латинского, название этого занесённого в Красную книгу белого цветка, все части которого ядовиты,  означает «лилия долин, цветущая в мае». Многие поэты и композиторы посвятили ему свои произведения. Из настоя этих цветов в древности готовили « золотую воду» — эликсир против головных болей и сердцебиения. До сих пор этот цветок применяется при болезнях сердца и как успокоительное средство.

 (Ландыш).

  1. В древности соком этого растения лечили глазные болезни. Было даже такое поверье, что ласточки собирают сок этого ядовитого растения и им лечат глаза детям, которые родились слепыми. А чтобы вывести бородавку, надо смазывать её соком этого растения 2 раза в день. И поступать так до её исчезновения. Назовите это растение.

 (Чистотел).

  1. О каком растении в народе говорят: «Оно одно семерых врачей заменит». Это растение используют в качестве кровоостанавливающего средства, как ранозаживляющее. Оно эффективно при лечении авитаминозов, атеросклерозов, малокровия. Считают, что оно способно снижать содержание сахара в крови. Очень полезно похлестать себя веничком при приступах радикулита, заболеваниях суставов. Назовите это растение.

 (Крапива).

  1. Это растение, содержащее особые вещества, повышающие устойчивость человеческого организма к некоторым инфекционным заболеваниям, индейцы Бразилии издавна используют в случае укуса ядовитой змеи, а у нас из него приготавливают большое количество блюд и кулинарных изделий. Что это за растение?

(Фасоль обыкновенная).

  1. Это дерево не лишено целебных свойств. Настой из коры этого дерева есть лучшее средство против простуды, ломоты и лихорадки. Молодые листочки лечат заболевания суставов, как припарки они легко снимают боль. Являются противовоспалительным средством при ожогах и опухолях. Назовите это дерево.

(Осина).

  1. Эта ягода растёт на моховых болотах, её плоды содержат аскорбиновую, лимонную и яблочную кислоты. В народной медицине используются все части растения. Их используют при гастритах, заболеваниях почек. Плоды хороши при кашле, высокой температуре, почечно-каменной болезни. Они обладают мочегонным, противолихорадочным действием. Назовите эту ягоду.

 (Клюква).

  1. Какой кустарничек, с одного края нарастая, с другого отмирая – живёт 100 лет? Ягоды этого растения можно хранить очень долго в свежем виде или их просто замачивают водой. Имеют целебную силу и ягоды, и листья кустарничка. Они обладают бактерицидным действием, т. е. способны уничтожать микробы. Растение понижает кровяное давление, им лечат  болезни печени, почек. Ягоды полезны при гастритах с пониженной кислотностью желудочного сока, при язве желудка.

 (Брусника).

  1. Ещё древнегреческий врач Гиппократ указывал на лекарственные свойства плодов этого кустарника. В 16 – 17 веках плоды данного растения заготавливали для военного ведомства. В то время лучших средств для лечения раненых воинов не было. Назовите этот кустарник.

 (Шиповник).

  1. Ягоды этого растения обладают кроветворной способностью, стимулируют пищеварение, лечат болезни почек, органов дыхания. Сок или растёртые плоды широко применяют наружно для лечения лишаёв, экземы, ими сводят веснушки и пигментные пятна. Листья, цветки и плоды уничтожают болезнетворные микроорганизмы. Назовите эту ягоду.

 (Земляника).

  1. Назовите всем известное растение, культивировать которое начали в Древней Руси в XI в. в монастырских садах под названиями «берсень» и «агрыз». Нужно заметить, что ягоды этого кустарника в XIX веке были чуть ли не единственным средством для лечения туберкулеза.

( Крыжовник обыкновенный).

  1. В Болгарии, Белоруссии и на Украине это растение именуется здравницей. Все народы считают его символом пробуждения жизни в природе. Известны его сорта с запахом лимона, мяты и даже перца. Оно является не только украшением окон, балконов и газонов, но служит прекрасным лекарственным средством, но и входит в состав аптечных отхаркивающих и мочегонных сборов, противо-золотушного сбора и Аверина чая.

(Фиалка трехцветная).

  1. Целебные свойства этого растения человек открыл не первым. Орлы натаскивают свежие побеги этого растения к себе в гнёзда, чтобы вывести блох и клещей, а сорокопуты даже вьют гнёзда целиком из его стеблей. Косули совершают большие кочёвки, чтобы отведать этой горькой травки и избавиться от гельминтов (паразитов), без неё они, в конце концов, гибнут. Назовите это растение

(Полынь).

  1. Это лекарственное растение, латинское название которого происходит от слова «кашель» — «туссис»,  цветет ранней весной. Его листья, используемые  в народной медицине в виде отваров как отхаркивающее и мягчительное средство, а также в составе грудных и потогонных чаев при бронхитах, ларингитах и бронхоэктазах, появляются лишь после цветения. О каком растении идет речь?

(Мать-и-мачеха обыкновенная Tussilago farfara L).

  1. Американцы называют это растение, произрастающее в изобилии в лесах Приморского края, сибирским женьшенем. Нужно заметить, что жидкий экстракт его корневища действительно предложен как заменитель женьшеня. Препарат стимулирует работоспособность, функцию половых желез, понижает уровень сахара в крови. Его применяют при общей слабости, переутомлении, после изнуряющих тяжелых заболеваний, его препараты повышают остроту зрения, улучшают слух, нормализуют сон, улучшают общее состояние организма, повышают сопротивляемость его отрицательным факторам внешней среды (перегрев, переохлаждение, простудные заболевания, кислородное голодание и т. д.). Как называется это растение?

(Элеутерококк).

  1. Растение – сорняк. В старину его называли «снедь – трава». Говорят, что старец Серафим Саровский почти 3 года питался в основном этим растением. Во время войны эту траву добавляли в пищу, так как в ней содержится аскорбиновая кислота и очень много минеральных веществ.

 (Сныть).

IV тур. «Литературный»

 

  • этап. Загадки «Знакомые незнакомцы»

 

  1. Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива.

А как зовут траву?

(Крапива).

  1. Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый…

(одуванчик).

  1. Шарик нежно-голубой,

Хоть колючий, но не злой.

И в букете он не плох.

Кто такой?

(Чертополох).

  1. Все со мною борются,

Не могут успокоиться,

Все кричат: «Беда, беда!»

Что в огороде?

 (Лебеда).

  1. Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная…

(душица).

  1. Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой…

(зверобой).

  1. Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…

 (мяты).

  1. Если травку ты сорвешь,

Руки, знай, не ототрешь.

Доктор всех аптечных дел,

Кто лечит ранки?

(Чистотел).

  1. Солнце зноем сушит травы,

Греет темные дубравы,

А в лесу родник звенит,

Травы напоить спешит,

Силы даст им возродиться:

Запахнет медом.

(Медуница).

  1. Расправит свой ажурный листик

Король всех трав…

(тысячелистник).

  1. Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник).

  1. Если стебель отломить,

Руки трудно уж отмыть!

Желтый сок в листочках,

В маленьких цветочках –

Тот сок для добрых чистых дел,

А что за травка?

(Чистотел).

  1. Любит сад и огород,

Вдоль дорог она растет.

Если влажно и тепло,

Хорошеет всем назло!

Ей на радость, вам — беда.

Что в огороде?

 (Лебеда).

  1. С молоком, а не коровушка;

Летает, а не совушка.

(Одуванчик).

  1. «Кошачья травка» –

Больным поправка.

Корешок в аптечку,

Чтоб помочь сердечку.

 (Валериана).

  1. Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик…

Цветёт  он не пышно,

Звенит ли — не слышно

 (Ландыш).

  1. Цветок жёлтенький, лучистый,

Тело делает он чистым

(Чистотел)

  1. Найду синенький цветок,

Найду  стебель, как пруток,

Брошу корень  на поджарку

Да в кофейник, на заварку.

(Цикорий).

  1. Под сугробом он растёт.

Снеговую воду пьёт.

(Ландыш).

  1. Он и мачеха, и мать,

Как цветочек этот звать?

(Мать-и-мачеха).

  1. Если я отправлюсь в путь,

Он посмотрит на меня

И шепнёт мне: «Не забудь

Про родимые края!»

Голубой цветочек хрупкий,

Он зовётся …

(Незабудкой).

  1. Прячет цветок сладкий.

И в названье мёд таится

Узнаёте?

( Медуница).

  1. В белой шапке стоит дед,

Если дунешь – шапки нет!

(Одуванчик).

  1. На каком цветке гадают

Лепесточки обрывают?

(Ромашка).

  1. Вдоль дороги у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…

(Василёк).

  1. Золотист, красив на вид –

Для коровок ядовит…

(Зверобой).

  1. Только тронь — отдёрнешь ладонь.

Обжигает травка прямо, как огонь.

(Крапива).

  1. Каждый, думаю, узнает,

Если в поле побывает,

Этот синенький цветок,

Всем известный …

 (Василек).

  1. Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач.

На вкус, как сахар сладок,

На вид — похож на мяч.

 (Арбуз)

  1. Низок да колюч,

Сладок да пахуч,

ягоды сорвешь

Всю руку обдерешь.

 (Крыжовник).

  1. На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства-

Быть может, взглянете не так:

Кровотеченье остановит,

В Китае он – салат к столу.

Сорняк живуч:

Семян так много в плоде,

Похожим на суму.

 (Пастушья сумка).

  1. На кустах цветы

Просто чудо красоты!

Шипы – коготочки

Стерегут цветочки.

 (Шиповник).

  1. Есть корень кривой и рогатый,

Целебною силой богатый.

И может, два века

Он ждет человека

В чащобе лесной

Под кедровой сосной.

 (Женьшень).

  1. Кисть ягоды прекрасная,

Жёлтая иль красная,

Я достать её боюсь –

О шипы уколюсь.

Но уважаю с детства

Сердечное средство.

 (Боярышник).

 

  • этап. Легенды о лекарственных растениях.

 

  1. Земля была  богатой  и прекрасной. Удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. И среди множества трав рос на краю леса скромный цветок. Был он не самым заметным, но люди любили его, так как  он приносил им великую пользу. Ранней весной давал он свой нектар пчёлам, девушки плели из него венки и водили хороводы, корни его лечили  больных, а ночью золотистые цветки освещали путь запоздалому путнику. Сам он мечтал побывать в дальних странах, но корни его были крепко связаны с землёй. Тогда этот цветок сделал своим детям пушистые парашютики и разослал их во все концы света с наказом творить добро

(Одуванчик).

  1. Жили  как-то  муж  с  женой  и  было  у  них  двое  детей. Старшая, нелюбимая  дочь,  и  имя  имела  неласковое, звали  её Восьмуха. Была она злой, своенравной и завистливой. Зато меньшого сынка родители звали ласково Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители в нём души не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и задумала его погубить. Завела как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое и кудрявое деревце, растёт с тех пор по всей русской земле и название его похоже на  имя  Романушка.  Красные грозди этого дерева привлекают птиц.

 (Рябина).

  1. Молодого  парня  Садко  полюбила  водяная  царевна  Волхова. Узнав о его верной любви к простой девушке Любаве, она вышла на берег, чтобы в последний раз послушать песни и игру на гуслях своего любимого. Долго она искала его, но потом увидела влюбленных  среди стройных берёз. Заплакала с горя гордая царевна, горькие слёзы покатились из её синих, как море, глаз. Жемчужинами падали они в траву и превращались в ароматные белые цветы – символ верности, любви и нежности

(Ландыш).

  1. Жила в дальней станице бедная девушка-казачка. Единственным  её  богатством  была  необычайная  красота. Полюбила  она  молодого  казака, к несчастью,  тоже  бедного. Поклялись  молодые  люди  в  верной  любви  друг  другу,  но  нависла  над  ними  беда. Приметил  красивую  девушку  станичный  атаман  и  стал  преследовать  её, а молодому казаку пришла пора идти на военную службу. Ненавистью  отвечала  девушка  атаману,  но  однажды  ночью  слуги  атамана  выкрали  девушку  из  дома. Долго  держал  он  её  в  темнице, но в день свадьбы ей удалось сбежать в лес, где она лишила себя жизни. А на месте её гибели вырос пышный куст с нежно-розовыми душистыми цветами. Увидел атаман куст, хотел сломать цветущую ветку, но все они мгновенно покрылись колючими шипами. А осенью на этих ветках появились ярко-красные, похожие на капли крови плоды. Добрые люди собирают эти плоды, пьют из них чай, и этот чай возвращает им бодрость и здоровье.

(Шиповник).

  1. Своё научное название этот цветок получил благодаря древнегреческой легенде, согласно которой мудрый кентавр Хирон с его помощью излечил раненного отравленной стрелой Геракла. Зная эту легенду, великий шведский ботаник Карл Линней за лекарственные свойства цветка назвал  его в честь греческого врача  — «кентавр». Что это за растение и как его используют в народных целях?

 (Василек — обладает мочегонным, желчегонным, вяжущим, противовоспалительным, обезболивающим, ранозаживляющим действием. С лечебной целью используют всю его надземную часть при желтухе, расстройствах пищеварения, зудящих сыпях, как обезболивающее при болях в пояснице. Свежую измельченную траву прикладывают к ранам, воспаленным местам, зудящим сыпям).

  1. Однажды  в  жаркий  день Венера решила искупаться. Выбрала самый отдалённый грот, чтобы  никто  не  мог  посмотреть,  долго  и  с  удовольствием  купалась. И  вдруг  услышала  шорох. Повернулась и увидела, что несколько смертных смотрят  на  неё. Разгневалась богиня и решила наказать слишком любопытных. Воззвала она  к  Юпитеру  и  тот  превратил  людей  в  цветы,  которые  похож  на  широко  открытые, удивленные  и  любопытные  глаза  людей

 (Фиалка, анютины глазки).

V тур. «Творческий»

  • Каждой команде даётся по 5 карточек, на которых записаны названия лекарственных растений. Записав их определения, предложить команде-сопернице отгадать их.

 VI тур. Подведение итогов.